Сеятель любви, слышавший глаголы вечности

Хорошо известна история о том, как молодой инженер-архитектор Венко, будущий архимандрит Мефодий , получил благословение дедушки на иноческий путь. Во многих интервью отец Мефодий неизменно подчеркивал, что род Пе́тровых – боголюбив, что дедушка Пётр – благочестивый человек и молитвенник, которому Господь открыл день смерти. Когда приблизился срок, дедушка призвал старшего внука, а когда тот не явился, благословил на монашество младшего. История завораживает коллизией благословения на путь, выбранный не юношей, а дедушкой, оставляя за скобками главное – неслучайность произошедшего. Венко, ласковое семейное солнышко, надежда семьи, отказался от земных перспектив и планов, выбрав путь следования за Христом, как единственно возможный для его души:

« Призвание к монашеству у меня присутствовало с детства. Мне было свойственно стремление к уединённости, одиночеству, богомыслию. Моё любимое Евангелие – от Иоанна. Я читал его примерно с 12 лет и сильно плакал, мне очень хотелось угодить Господу. Каждого в своё время Господь призывает, одного пораньше, другого попозже... Это Божественный огонь, пламя, которое Господь зажигает в каждом человеке. Это всё Промысел Божий» [1].

Получается, что не было никакого переворота, не было подчинения себя интересам семьи ради послушания, а было обретение себя истинного, обретение своего пути в жизни, следование промыслу Божию, осознание, распознавание и понимание природы огня души и сердца, которые, как известно, и есть источники жизни.

Дедушкино благословение – лишь знак, значимая веха при отсчёте начала монашеского пути, звоночек из вечности, услышанный чуткой душой. Венко собрался в одночасье, попрощался с родными и уехал. Уехал в монастырь, который искал на Афоне и в Троице-Сергиевой Лавре до тех пор, пока не встретил архимандрита Панкратия, позвавшего его на Валаам – помогать восстанавливать обитель. Тут было и благословение старца Кирилла (Павлова), и воспоминание давнего пророчества у могилы старца Панкратия [2], валаамского схимонаха, похороненного в македонском монастыре святого Никиты, где некая старица предрекла юному Венко: « Б удешь жить в России и помогать Панкратию ». Слова архимандрита Панкратия прозвучали для Венко как ещё один знак из вечности, как призыв, который он принял не сомневаясь, как кодовое слово, открывающее путь от символов к смыслам.

Далее начался путь длиною в 28 лет, когда в порушенном и осквернённом монастыре отец Мефодий вместе с братьями и под руководством владыки Панкратия возрождали обитель.

Епископ Троицкий Панкратий, Игумен Валаамского монастыря:

«В те тяжёлые, полуголодные времена мы опытно искали, нащупывали путь развития монастыря, ориентируясь на Старый Валаам, на его строгий, очень строгий устав с жёсткой дисциплиной и долгими службами. Старый Валаам жил по такому уставу с налаженным бытом и хозяйством, а мы, полуголодные, изнуренные тяжёлой физической работой, ввели длинные службы и строгие, уставные законы, когда, например, монаху нельзя было выходить за пределы каре без благословения. Нам нравилась эта строгость, нравилось быть аскетами, мы были ещё достаточно молоды и полны сил.

Мы жили по Типикону, по жёсткому правилу, а отец Мефодий, подчиняясь и выполняя все дисциплинарно-иерархические требования, действовал по любви. Если все мы ориентировались прежде всего на закон, на устав, то отец Мефодий ориентировался на Евангелие. Все эти конфетки, подарочки, угощения, – внешнее проявление его любви; он так жил, так чувствовал, так поступал. И нас, «законников», по чуть-чуть, потихоньку переводил на сторону любви, на сторону подлинной евангельской любви, когда нужно отдавать жизнь за други своя, а не «являть» сияющие образцы поведения. Отец Мефодий по сути и отдал свою жизнь за монастырь, за братию, за духовных чад – сгорел на своём послушании. Он задал нам направление, задал высоту жертвенного служения людям. Надеюсь, эта высота у нас сохранится, и это будет самой хорошей, самой доброй памятью отцу Мефодию».

Суть служения отца Мефодия в соединении сиюминутного, живого, жизненного и вечного, высокого, небесного. Не отказ от земного в пользу неба, а соединение, сопряжение в повседневной жизни во всех делах любви, от которой тепло и радостно, от которой хочется жить, приумножая радость и славя Творца. Любовь отца Мефодия выражалась в конкретных делах, сделанных братьям, гостям монастыря, паломникам – всем, кто к нему обращался и с кем он общался. Обо всех было его попечение и молитва, обо всех, знаем, молится Батюшка у Господа.

Приходя на Игуменское кладбище, мы видим красивый крест темно-красного гранита с беломраморной резной вставкой и надписью: « РАБ БОЖИЙ АРХИМАНДРИТ МЕФОДИЙ, много потрудившийся в деле возрождения ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ, преуспевая в милосердии и любви к ближним. Преставился 22 июля 2021 года, на 61 году от рождения, прожив в монастыре 28 лет ». На гранитном выступе у лампады надпись, завещанная [3] батюшкой: « Отец Мефодий безмерно любил русский народ ».

Отец Мефодий не раз говорил о великой роли русского народа в мире, о его миссии миротворца, говорил, что нам очень повезло, что мы родились в России, что мы русские. Иногда мы не замечаем величия и красоты своей земли. Так бывает, ведь красота и величие видны на расстоянии. Когда увидишь, узнаешь, как живут другие народы, тогда поймешь, что « русский народ – наивеличайший, наибоголюбивейший, наиблагодатнейший и наисмирнейший народ, который может положить душу за ближнего своего ».

Батюшка ушёл от нас внезапно и невероятно рано. Наверное, он очень понадобился Господу, ведь отец Мефодий был миротворцем. Он уже примирил Македонскую Православную Церковь с Сербской, верим, что примирит враждующие стороны, умирит с Божией помощью и души наши.


[1] «Когда умру, напишите: отец Мефодий безмерно любил русский народ»


[2] Монах Панкратий († 6 февр. 1949) // см.: Русские монахи в Македонии / игумен Николай (Трайковский). - Скопье: Македонска реч, 2012.


[3] «Когда умру, напишите: отец Мефодий безмерно любил русский народ»



 
По теме
Иеросхимонах Ефрем на Смоленском скиту 6. Письмо иеромонаха Афанасия (Нечаева) иеросхимонаху Ефрему (Хробостову) 17 декабря 1927 г. Сердечнолюбимый и дорогой Батюшка Отец Ефрем!
Игумен Андроник (Трубачев) Среди исповедников ХХ века есть один, многогранность дарований которого поражает.
Отец Ефрем во втором ряду по центру. 1935 год. 2. Письмо иеродиакона Афанасия (Нечаева) иеросхимонаху Георгию (Хробостову) 3 января 1927 г. [Париж] Глубокочтимый и любимый о Господе Батюшка Отец Ефрем!
На минувшей неделе прошло первое в этом году заседание консультативного совета по реализации национальной политики и развитию государственно-конфессиональных отношений на территории Костомукшского городского округа.
Житель Карелии получил 5 тысяч рублей штрафа за оскорбления в соцсети - StolicaOnego.Ru фото: © Александр Казаков / Известия По постановлению прокуратуры житель Олонецкого района привлечен к административной ответственности за оскорбление в сети «Интернет» Прокуратура Олонецкого района провела проверк
StolicaOnego.Ru
Больницы будут передавать в полицию информацию о пациентах - Gubdaily.Ru Правительственная комиссия поддержала закон, по которому медики смогут передавать сведения о пациентах, страдающих наркоманией, алкоголизмом, психическими расстройствами и находящихся под административным надзором.
Gubdaily.Ru
В сегежской  детской школе искусств откроют виртуальный концертный зал - StolicaOnego.Ru фото: © Управление пресс-службы Главы Республики Карелия Благодаря виртуальному концертному залу жители города и муниципального округа смогут приобщиться к произведениям филармонической музыки.
StolicaOnego.Ru
18-19 мая 2024 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова пройдет Международный конкурс «PIANO/FORTE».
Петрозаводская государственная консерватория